ГБОУ ШКОЛА 1272 Д/О "НЕПОСЕДЫ"
Конспект занятия по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группеЦель: познакомить детей с декоративно - прикладным искусством. Задачи:- Образовательная: расширять и закреплять представления детей об отдельных видах декоративно-прикладных промыслов: Городец, хохлома, дымка, жостово. - Развивающая: учить детей составлять узор по мотивам дымковской росписи. - Воспитательная: прививать любовь, уважение и восхищение к труду народных мастеров-умельцев. - Обогащать словарный запас детей: городецкая роспись, хохлома, дымковские игрушки, жостовские подносы. Методы и приёмы: Игровой – игра на деревянных ложках. Практические – роспись барышни из картона в стиле дымковских мастеров. Наглядный – иллюстрации, картинки, книги; городецкие росписи, посуда из хохломы, дымковские игрушки, жостовские подносы. Альбомы «Хохлома», «Городец», «Дымка», «Жостовская роспись». Словесный – беседа, стихи познавательного характера, загадки, частушки, рассказы о декоративно – прикладном искусстве. Средство – мини – музей «Декоративно-прикладного искусства», экспонаты русского народного промысла, иллюстрации дымковской, хохломской, жостовской, городецкой росписи; посуда из дерева, украшенная хохломской росписью, подносы, фигурки и посуда из гжели, матрёшки из Полхово-Майдана, Семёновские матрёшки, Дымковская барышня, шаблоны, полоски, кольца и т. д. Ход занятия:1 часть. Организационный момент. Занятие проходит в мини – музее детского сада. Звучит русская народная песня «Ах, вы сени». 2 часть. Воспитатель: Здравствуйте, дети! Приглашаю Вас в мини-музей «Декоративно – прикладного искусства». Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев – всё мило сердцу человека. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все любовались. Вот и вы сегодня пришли в мини – музей на выставку, где представлены изделия народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда. Многие предметы вам уже знакомы. Послушайте стихотворение: «Городец смущается Красота всем нравится. Краски лета, осени И весенней просини». - Ребята, знаете -ли вы что-нибудь про Городецкую роспись? Дети: Да! Городецкая роспись красочная и праздничная. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт весёлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого, розового, фиолетового и оранжевого цветов. Воспитатель: Молодцы, ребята! Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России. Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди — только анфас. И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд. Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан. Хочу добавить, что важной частью Городецкой росписи является умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками. А теперь отгадайте загадку: «Разные ложки и ковши Ты разгляди - ка, не спеши. Там травка вьётся и цветы Растут не здешней красоты» Дети: Хохлома. Воспитатель: Правильно, ребята! Посмотрите предметы, расписанные хохломской росписью (ложки деревянные, шкатулки, посуда, солонки и даже мебель: стол, стулья.) Ребята, что вы знаете о хохломе? Дети: Это посуда и предметы мебели из дерева. Она украшена золотой росписью. На чёрном или красном фоне нарисованы золотые ягоды, цветы, листочки. Воспитатель: Молодцы! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Посмотрите, какая красота! Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вырезает ложечку или чашечку из дерева, расписывает затем красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, чтобы оно высохло, закалилось. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, а золотые. Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные птицы. Одно удовольствие есть из такой посуды! Она лёгкая и красивая. Послушайте стихотворение: «Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню Просится сама, И нигде на свете Нет таких соцветий! Всех чудес чудесней Наша Хохлома!» (П. Синявский). Ребята, давайте поиграем на деревянных ложках, украшенных хохломской росписью! (музыкальное сопровождение- русская народная песня «Светит месяц») Молодцы! Замечательный оркестр у нас получился! А теперь отгадайте загадку: «Ростом разные подружки, Все похожи друг на дружку. Раз, два, три, четыре, пять. Даже всех не сосчитать». Дети: Матрёшка! Воспитатель: Конечно! Ребята, посмотрите, здесь и матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше. Есть в Нижегородской области такое село - Полхов- Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят свои "тарарушки"-так называют мастера свои игрушки-матрешки. Голова у матрешки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придает матрешке удалой задорный вид. платок на матрешке яркий, сарафан тоже. Самое яркое пятно-фартук. Расцвел на нем чудо букет! Узоры имеют названия- розан, яблочко, большая роза, колокольчик, виноград. Сергиевская (загорская) матрешка живет десятки лет, у нее скромный наряд, расписана она чистыми, яркими цветами. У матрёшек из Семёнова на фартуках яркие букеты. Самая известная 50-ти местная Полхов -Майданская матрешка вытачивалась, как символ Советского Союза для выставки в Монреале. Это была рекордная матрешка, в 1967 году над ней трудился целый завод. Рекорды многоместности побивались неоднократно, и последний был сделан на фабрике "Семеновская роспись" несколько лет назад. Там в подарок итальянцам выточили 72-х-местную матрешку при поддержке целого токарного цеха, она была высотой аж 1.5 метра. Так вот в Майдане совсем недавно (пока это эксклюзивная информация) был побит мировой рекорд в матрешкостроении. Теперь существует 75-ти-местная матрешка - пока единственная в мире. Она сработана частным мастером, и высота ее всего 90 см. «Восемь кукол деревянных В разноцветных сарафанах На столе у нас живут Их матрёшками зовут». Ребята, отгадайте загадку: Разной формы, железные В хозяйстве очень полезные Черные, желтые, красные Удивительно прекрасные. Дети: Подносы. Воспитатель: Правильно. Но они не простые. Посмотрите, какие красивые подносы у нас в музее, я сейчас расскажу вам ещё об одном промысле художественной росписи. Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. C 1825 года в деревне Жостово Московской губернии пишут на подносах чудесные цветы. В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников. Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собранный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Каждый жостовский поднос расписан вручную и имеет авторскую подпись. Каждый поднос, независимо от размера и способа изготовления формы (ручной ковкой или с помощью штампа и пресс-форм, является уникальным произведением народного искусства. Особенности жостовской росписи. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному, причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные. А теперь я вам не сказку расскажу, а быль. Слушайте внимательно. «В некотором царстве, в некотором государстве, рядом с русским городом Вятка, стоит небольшое селение Дымково. Давным-давно жили там смелые, да умелые, весёлые да красивые мастера. Однажды они собрались и стали думать, как бы своё мастерство показать, да людей и детишек порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в окрестностях села Дымково красную глину и стали лепить фигурки. Глину превращали мастера в весёлые, нарядные, яркие игрушки. Сначала они лепили, потом подсушивали и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твёрдой.» «Весёлая, белая, глина. Кружочки, полоски на ней. Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней. Кормилицы и водоноски, И всадники и ребятня, Собачки, гусары и рыбы. А ну, назови - ка меня! Дети: Дымка. Воспитатель: Правильно. Посмотрите на картинки, какие узоры и краски вы видите? Дети: Кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. Краски яркие, малиновые, красные, зелёные, оранжевые, синие. Воспитатель: Молодцы! А вы знаете, почему фигурки белого цвета? Обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. И на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски. Вы хотите стать народными умельцами и мастерами? Дети: Очень хотим! Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова: «Влево, вправо повернись и в умельца превратись». Вот вы и стали мастерами. Садитесь на свои места. Всё готово для вашего творчества. Начинаем расписывать Дымковскую барышню. (Звучит русская народная музыка). Молодцы! Я вижу вы и вправду умелые мастера! Давайте посмотрим ваши работы и оценим их! 3 часть. Итог: Воспитатель: Ребята, вам понравился наш мини-музей? А какой промысел понравился больше? Ответы детей. Воспитатель: Изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость! Мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость. Ребята, вы хорошо потрудились, молодцы! Наше занятие окончено. 20 ноября 2018 в 14:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.